Аркадий Ровнер: Как жить по закону «как»?

Автор Аркадий Ровнер
(Вторая домбайская беседа, август 2006)

Моей задачей было проиллюстрировать углубить некоторые идеи Муравьева, с которыми вы знакомились вечерами. Вы читаете небольшие отрывки, прочли два, по-моему, остался третий. Вы помните, что у Муравьева говорится, что человек, который ищет себя и становится на духовный путь, вступает в конфликт с всеобщим законом. На самом деле не с всеобщим законом, а с законом мира 48. Мира теневого, мира спящих людей. Спящие люди накладывают на него свои схемы, и когда он пробует освободиться и создать для себя свой собственный мир и привлечь другие схемы, он оказывается беспомощным перед окружающим миром. Каждый из нас либо проходит сейчас, либо уже прошел эту стадию. Окружающие нас близкие люди: родители, дети, иногда соседи, иногда сослуживцы - не понимают нашего интереса. Странным и непонятным для них является то, что мы стремимся выйти из этой обыденности, что мы хотим прорвать трехмерный мир и вырваться в некий чудесный мир, в некое измерение, где мы реальны. Мы же все больше и больше чувствуем, что наша жизнь не реальна. Да, я забыл сказать, что тема сегодняшней беседы звучит так: «Как жить по закону «как».

Я увидел, что есть два закона, по которым живут люди: один «закон - что» а другой «закон - как». Закон «что» идет по нарастанию какого-то что: это «что» - знание, это «что» - деньги, это «что» - социальная сила, это «что» - положение в обществе. И каждый из нас, а мы люди в обществе вполне укорененные, каждый из нас тратит очень много сил на это «что», мы все хотим быть богаче, мы все хотим быть образованнее, больше знать, иметь больше власти, и это мы разделяем со всем современным миром.

Те люди, которые живут только по закону «что», для них самоочевидно, что это единственный закон, и что нужно жить, увеличивая свое богатство, усиливая свою власть, свое положение, расширяя свои «что». У меня сначала одно «что», потом у меня два «что», потом у меня три «что». Появляются новые и новые «что».

В то же время самоочевидно, что надо жить хорошо, что надо радоваться жизни, что не надо привязываться к вещам, потому что вещи ломаются, не надо рассчитывать на долгую жизнь, потому что люди умирают и молодые и старые, не надо рассчитывать на дружбу, потому что друзья подводят, обманывают, предают. Не надо рассчитывать на машины, на приборы, на квартиры. Все эти «что» оказываются очень техническими, к самому человеку мало относящимися, и чем человек богаче, чем он сильнее, тем больше он подвержен технической нестабильности, внешним колебаниям, от него мало зависящим. Ну что же, если человек был олигархом, а теперь о нищий, что ему убивать себя, вешаться? Нет он должен, наверное, радоваться, а радоваться очень трудно, потому что привязанность к этому «что» оказывается очень сильной. Весь современный социум работает на это «что», рекламирует его.

А что касается «как» - это как хорошая музыка, как хорошие стихи, как хорошее настроение. Это «как» тоже очень важно, оно исключительно важно. Это смирение, благодушие, мудрость. Человек дольше живет, больше видит, больше слышит, если он живет качественно. Сколько я знаю людей, которые поглощены своим бизнесом, своей социальной ролью, и они не живут, а землю копают – пока не умирают. Или они уходят на пенсию, и умирают от того, что они привыкли работать, работать и не могут остановиться.

Итак, по закону «что» живут люди, которых я поместил в самую глубину пещеры и обозначил цифрой 1, 2, 3. Это разные типы людей. Мы о них знаем, или не знаем, это не важно. Важно, что эти люди прикованы цепями к стене пещеры, на которую из «горлышка», из входа пещеры бьет свет, бьет луч света. И на стены пещеры, к которой прикованы эти люди очень крепкими цепями, падают тени от проходящих мимо людей и предметов. Тень шишки, но не настоящая шишка, тень магнитофона, а не настоящий магнитофон, тени людей, тень чайника, тень часов. И люди, прикованные к стене пещеры спиной ко входу, видят только отражения реальных предметов, вместо них самих. Они очень крепко связаны цепями. И цепи эти на самом деле не железные, они гипнотические. Люди загипнотизированы, и они не могут повернуть голову и увидеть вход в пещеру. Они не могут увидеть, что реальность находится вот здесь, где цифры 6 и 7, а они видят только тени реальности.

Мы знаем, что в мире нет и не должно быть равенства и справедливости, в демократическом смысле этого слова, а в мире господствует, и всегда будет господствовать несправедливость: одни будут богаче, одни будут умнее, другие будут глупее. Будут красивые, будут некрасивые, здоровые и больные и т.п. Это вечный закон существования. Одни из этих людей - 1, 2, 3 - окажутся по судьбе и по заложенным в них наклонностям людьми с интуицией реальности, другие – без такой интуиции. Первые будут знать по своему прошлому рождению, из книг, которые они прочли, из уникального внутреннего опыта и по своей судьбе, они будут знать, что то, что их окружает, не подлинно, а подлинная реальность находится в другом месте.

Большинство людей, прикованных к стенам, будет профессионализироваться. Непрофессионалы, дилетанты - они будут смотреть на объекты и ничего не понимать. А профессионалы будут знать, что это - звезда первой величины или, например, второй, что это – «белый карлик», а это - черная дыра. Они будут знать законы термодинамики, законы маркетинга, и т.д. и т.д. Эта профессионализация, вот как у Гарника нашего, недавно уехавшего. Он занимается консалтингом, он приходит в фирму и учит их, как лучше организовывать фирму. Он настоящий профессионал, он учился у моего друга Аркадия Пригожина, и для него этот человек является учителем жизни. Многие из нас заворожены профессионализмом. Игорь Калинаускас постоянно говорит: только профессионалам можно поручать это дело. Вообще профессионализм становится чуть ли не главной ценностью в этом мире. Профессионал - это тот, кто изучает движение тени, допустим, тени очков на стене, и он знает точно, он вычислил, что эта тень идет вот так, и потом вот так. Он изучил траекторию очков. Профессионал даже выдолбил в этой стене ямки и попытался за этими тенями увидеть, откуда они растут.

Люди, которые не делают этого - дилетанты, поверхностные люди. Они не внимательны к тому, к чему нужно быть внимательным с позиций социума, с точки зрения «что». Чтоб быть богатым, чтобы быть устойчивым, благополучным. Их беспокоит что-то другое, они вертят головой и хотят увидеть что-то сзади. Некоторые догадываются, что реальность в другом месте. И по своей судьбе, и по своей настойчивости эти люди, а их очень-очень немного, ухитряются сначала вывернуть голову, и потом постепенно ослабить цепи, цепи гипноза, гипноза общества, школы, университета, друзей, мамы, папы. И, ослабив цепи гипноза, они разворачиваются постепенно, и видят впереди что-то пока еще непонятное. Но это еще не свет. Они читают книги, где говорится, что там находится выход из пещеры. Они начинают медитировать. Они закрывают глаза, сосредоточиваются на чакрах: на пупке, межглазье, на копчике, они хотят увидеть реальный мир. И чем больше они это делают, тем больше они утыкаются в темноту.

Закройте глаза, и вы увидите темноту Попробуйте пробиться через эту темноту в высшие миры. Не так просто. И где-то они узнают, что есть пограничная зона, через которую надо пройти. Вот эту зону - номер 4 - я заштриховал. Это граница между емкостью пещеры и узким горлышком входа и выхода. Узкое горлышко – той же пещеры. Люди стремятся попасть в эту зону, потому что им кажется, что оттуда все видно. По Гурджиеву такой человек - это человек номер 4. В принципе все или почти все, собравшиеся здесь - это люди номер четыре. И мы с вами находимся в этой заштрихованной зоне. Мы полуосвободились от гипноза, от магии социума, полуосвободились.

Муравьев говорит, что мы еще находимся в сфере влияний «А». Наверное, Сергей уже объяснял, что влияния «А» - это влияния внешнего мира. Это те самые влияния, о которых говорил я, тот самый гипноз, который держит нас внутри пещеры.

Ну возьмите, к примеру, лекцию в обсерватории, где мы с вами были. Женщина рассказывала нам о вселенной. Мы ее слушали, не особенно ее понимали. Она много знает, знает, что некоторые звезды большие, другие маленькие, что звезды умирают, взрываются и рассеиваются, а сердцевину образует очень плотный «белый карлик». А когда бывают парные звезды, часто одну из них не вино - это может быть «черная дыра». Она знает еще много всяких историй, но у нее за всем этим не стоит ощущение, что она знает катастрофически мало, и что она очень механично излагает нам свой миф об устройстве Вселенной и что, наверное, за всем этим есть нечто иное, некий высший порядок, о котором она, возможно, не знает.

Таково все наше знание физики, математики. Почему один плюс один равняется два. Да совсем не равняется. Да никто никогда этого не доказал. И что дважды два четыре – никто не доказал. Это кажется очевидным, но это совершенно не очевидно. Просто мы привыкли. Нас учили, мы верим, мы загипнотизированы. Наука движется постоянным отказом от того, чтобы было известно вчера, и принятием новых гипотез. Так движется наука, отказываясь от вчерашнего знания. Геоцентризм сменился гелиоцентризмом. Гелиоцентризм сменился идеей галактоцентризмом, а наша Галактика находится на периферии другого центра и т.д. и т.д. У людей номер 4 появляется понимание, что слова, которыми мы пользуемся и формы, которыми мы оперируем, - это прикрытие того, что находится за формами. И что за словами стоит «нечто», без чего эти слова ничего не стóят. Но этих людей разрывает на части: с одной стороны их тянет обратно в пещеру, а другая сила толкает их вон из пещеры.

И многие возвращаются обратно в пещеру, и живут как все, по закону общих мест, по закону «что». Понятно: надо жить, надо зарабатывать, нужен успех, и забывается, что смущало их раньше. Забывается другая сторона вопроса – «качество жизни». А качество связано с реальностью, которая находится вне пещеры. Люди номер 4 догадываются, что кроме внутрипещерного порядка, который мы видим, есть иной, высший порядок, и что этот порядок связан с другим пространством и другим временем. Мы видим все, что мы видим, и воспринимаем все - в пространстве и времени. Мы не воспринимаем само пространство и само время. Это выше наших способностей. Мы не можем наблюдать время. Мы наблюдаем изменение вещей во времени. Мы не можем видеть пространство, мы видим перемещение вещей в пространстве.

До того, как человек становится человеком номер 5, он видит одну только темноту. Но это не простая темнота. Иногда из этой темноты для человека 4 проступают образы реального мира. Бывают вещие сны, бывают творческие видения, и человек, находясь еще в пещере, начинает видеть первые проблески того, что видит воочию человек № 5. Окончательно на границе между 4 и 5 он освобождается от цепей. До того он их только растягивал - цепи гипноза, цепи магии этого мира. И освободившись от этих цепей, от суггестии, он становится маргиналом. Margin - это слово для полей. Маргинал выходит из контекста этого мира и входит в пространство пограничное. Для него реальный духовный начинается путь только лишь на переходе от 4 к 5. До того он был в цепях. Мы с вами все находимся в цепях магии этого мира.

Мы тонем в этой магии, потом выныриваем. Потом снова тонем. И вот это движение, или выход «на путь», у большинства из нас принимает формы не истинные: формы игры, формы притворства. Мы притворяемся, что мы становимся на путь, мы делаем духовность своим хобби. Мы живем по законам «что», но мы ездим на семинары или делаем какие-то упражнения из мира «как». Мы становимся очень техничными в этих упражнениях. Мы выбираем различные техники, методологии. Почему? Потому что это модно. Потому что мы живем в технологическом социуме. Потому, что мы насквозь технологичны. Потому что все наши друзья, которые прикованы к глубине пещеры – высоко ценят всяческие технологии. Они тоже занимаются «четвертым путем». Некоторые из их, наиболее технологичные, строят на этом свой бизнес. И из общедуховного бульона извлекают добавочный доход для благополучного существования в мире 1-2-3. У них нет конфликта, который есть в людях 4, - между пещерой и выходом из пещеры. Они - бесконфликтные люди, они живут по законам этого мира. Для них очевидна только правда «что».

Возникает вопрос: можно ли жить по закону «как». И опять я повторяю название своей сегодняшней беседы: «Как жить по закону «как». Я думаю, что на этот вопрос многие из вас ответили бы положительно, особенно прочитав Муравьева. Муравьев говорит о клети, которую надо построить внутри человека, куда не допускаются влияния «А». То есть влияния гипноза. Нужно что-то построить внутри себя. И образы могут быть разные. Можно построить внутренний дом. Можно построить дом на колесах. Потому что надо двигаться с этим внутренним домом, развиваться. Можно построить лодку, да еще и с парусом, которая будет реагировать на попутный ветер. Построить нужно это внутреннее пространство внутри себя, и нужно построить обязательно внешнее пространство - одно только внутреннее пространство нас не спасет. Нам нужно построить систему отношений с миром и с друзьями. Потому что внутреннее пространство опирается на внешнее, а внешнее на внутреннее. А раз мы занимаемся строительством, нам надо собрать друзей, которые помогли бы нам построить наше пространство и которым мы помогали бы строить. И нам нужен стройматериал. И для внутреннего, и для внешнего строительства. Я говорю метафорически. Идет речь о создании определенного механизма внутри себя, который приводил бы нас ко все большему укоренению в мире 5-6-7. Речь идет о переносе тяжести нашего существа из области 1,2,3,4 в 5,6,7.

Что такое центр тяжести нашего существа? Очень просто. Если вы беспристрастно проанализируете свои желания с утра и до вечера: вокруг чего вертятся ваши желания, чего вы хотите, куда возвращаются ваши мысли, ваши чувства, ваши ноги – это и есть ваш центр тяжести. Контроль за своими желаниями, за своим «я хочу», управление своими интересами составляет духовную работу, во всяком случае, ее начало.

Я повторяю еще раз: это нужно очень и очень немногим. Большинству из присутствующих это не нужно. И пускай такие люди себя не утруждают. Это нужно очень немногим людям, которых влечет неудержимая сила. От нереальности - к реальности. От мира «что» в мир «как». И каждый из нас должен взвесить свои ресурсы, потому что очень горько будет, если вы потратите капитал своей жизни на поиски этого «как», а вам на самом деле нужно только «что». Очень горько будет в 40-50-60 лет увидеть все это, и вернуться к поиску мирских благ.

Далее, чтобы жить по закону «как», надо честно платить за строительство внешнего и внутреннего мира. Нельзя обманываться и обманывать в этом деле. Нельзя не доплачивать подрядчикам, рабочим, - тем сторонам себя, которые участвуют в этом строительстве. Напомню, что Гурджиев сравнивал человека с имением и говорил, что это имение находится в очень плачевном состоянии: все слуги, все работники этого имения разболтаны и делают, что хотят. Гурджиев говорил, что все начинается с одного или двух совестливых слуг, которые приструнивают всех остальных слуг, заставляют их привести имение в порядок. Я говорю о том же самом – о создании внутреннего порядка. Необходимо создать внутри себя порядок - создать с помощью общины, друзей. Укреплять стены внешние и внутренние. Внутренние - внутри каждого из нас. Внешними стенами являемся мы с вами. В Николаеве, в Одессе мы строили стены храма. Когда стояли в круге. Мы можем только совместно начать двигаться к узкому горлышку. Очень важно понять, что этот процесс не линейный, не последовательный, это не движение первого шага, второго, третьего, четвертого. Это движение по зигзагу, это движение от 1 к 4, далее к 2, 8, 5, 7, это движение с забеганием вперед, с возвращением назад. Для того чтобы попасть в точку 2 из точки 1, нам нужно войти в точку 4. И только тогда мы будет способны попасть в точку 2. Далее из точки 2 мы должны идти не в 3, а в точку 8, а потом вернуться опять в 5. Это движение творческое, это движение с забеганием, и с отступлением. Большой шаг вперед, маленький шаг назад. Снова шаг вперед. Все время мы должны видеть дальше, чем простая последовательность цифр 1-2-3-4-5. Но и в этом сложном движении мы обязательно собьемся, если не будет мудрых толчков, которые направят нас по нашему пути, и помогут нам достичь цели.

Вот мы стоим в горлышке нашей пещеры, вот мы выходим из пещеры, и мы, наконец, можем надеяться увидеть тот свет, о котором мы читали в разных книгах. Духовный свет. Мы выходим в реальность. Мы видим мир не таким, каким видят его пленники 1,2,3. Мы видим его таким, какой он есть на самом деле. И что мы видим в первую очередь? В первую очередь мы видим лестницу. Идеальным образом мы видим лестницу. Знаете, как поднимаешься на одну ступеньку горы: кажется что это вершина. Но, поднявшись наверх, мы видим, что движение только начинается - и там еще вершина… Еще ступени этой горы. Мы видим перспективу, которую мы не видели, живя в Домбае . Нам кажется, что это и есть вершина. Нет, это не вершина.

Вот здесь очень важный момент, перед которым мы с вами стоим.. Он - перед пространством 4, и перед пространством 5-6-7. Вот здесь мы должны вспомнить замечательный текст Яновского «Дарданеллы». Здесь надо напрячься, собрать все силы и подготовиться к прорыву. Мы должны пройти через узкое горлышко, как прошел корабль под обстрелом с двух берегов. Нам надо пройти через узкое горлышко, нам надо выбраться из пещеры. И здесь начинается процесс, который выходит за горизонт нашего видения. До сих, пока мы были в пространстве 4, а мы сейчас все находимся в нем, мы пробуем объяснить нашим друзьям, нашим знакомым то что мы иногда видим, и то, о чем мы читали. И нас считают, в общем-то, немного наивными детьми. Как Костя сказал о своей маме. Мы дети, мы глуповаты, мы юродивые, мы не от мира сего, мы не совсем нормальные, мы все всем объясняем. Но объяснить это невозможно. А вот когда мы оказываемся в точке 5, мы перестаем говорить, мы немеем. Потому что мы увидели: для того что мы, увидели - слов нет. Форм – нет. Объяснить это больше никому нельзя. Мы пропадаем для мира. Либо мы уходим в пустыню, либо мы живем таинственной жизнь, которая не вступает в противоречие с миром 1-2-3 потому, что мир 1-2-3, что мир «что» становится прозрачным. Мы вступаем в сферу милости и покровительства. Я не знаю, как это лучше объяснить. У меня тоже нет слов, для того чтобы объяснить мир 5, 6 и 7.

Но это пространство где над нами не простирается полог. Где человек создает свой поток. Где забота и сострадание становятся законом жизни. И где кончается та борьба, которой мы заняты с вами сейчас. Борьба за себя, борьба с безумным миром. И что удивительно - не происходит отождествления, гурджиевского отождествления с миром 5, 6 и 7.

Мы снова задаем вопрос как жить по закону «как»? Очень трудно жить по закону «как». И очень легко. Нужно только твердо решить, что это вам нужно. Нужно увидеть иллюзорность всех тех «что» которые удобны. Нужно наращивать центр тяжести в пространстве 5-6-7. Нужно определить свою миссию. Нужно избавиться от течей, из-за которых наша лодка постоянно тонет. Нужно использовать попутный ветер. Нужно иметь искренних друзей. Друзей не в том смысле, в каком существует дружба в мире «что». А друзей, в смысле людей, движущихся в том же направлении. Нужно научится не терять из виду очевидность закона «как».

Все, о чем я говорил сегодня - простые вещи, рассчитанные больше всего на Катю и Виктора, которым по 16 лет. Но абсолютно необходимые для всех остальных, и постоянно забываемые всеми нами. Мы как пьяницы, опьянены миром «что». Мы тратим 99% своих ресурсов на барахтанье в мире «что». Иногда мы пробуждаемся от пьянства. Ненадолго. И снова уходим в запой.

Нам дают неверные импульсы книги, музыка, кино, природа. Даже такая, какую мы видим здесь. И редкие люди, которых мы слышим, которых мы можем услышать. Мы не верим себе. И большую часть времени мы не верим в то, что из пещеры можно выйти. Когда мы видим такие примеры, как пример Будды, Моисея, Иисуса и великих людей культуры и искусства, нам кажется, что их можно объяснить из законов пещеры. Нам кажется, что по закону случайной комбинации причин мог возникнуть Моцарт. А не потому, что свет ударил в Моцарта из узкого горлышка пещеры. И милость была дарована ему. Мы должны увидеть милость реального мира уже здесь, в пространстве 4, в котором мы находимся. Нам нужно ухватиться за эту милость, как за канат, который брошен нам, чтобы мы не утонули. Надо просыпаться с благодарностью и нести ее в себе весь день. И засыпать с благодарностью. С благодарностью за свет, с благодарностью за жизнь, за красоту, за друзей, которые у нас есть. Это дает нам очень много сил Надо жить по закону «как». Но надо учитывать закон «что». Надо отдавать миру «как» не один процент, а как это сказано в Коране - 10%, а то и 20% своих ресурсов. Если есть вопросы или соображения прошу вас, включайтесь.

 

Вопрос: Как ориентироваться в темноте?

Аркадий: Надо настроить себя на проекцию, которая формируется лучше всего в темноте. Это проекции формируются в виде снов. В виде ситуативных подсказок реальности. Например, ваша соседка одела желтую шляпку. Или ваша кошка три раз чихнула. Надо уметь читать эти простые вещи. Это только иллюзия темноты. Это наша слепота. Надо доверять своему сердцу и своим друзьям. Надо быть в пространстве напряженного внимания - к этой темноте. И не увлекаться обманчивым теневым миром внутри пещеры, который кажется очень светлым.

 

Вопрос: Зачем «что» и зачем «как»?

Аркадий: Есть одно зачем у «что», и другое зачем у «как». У «что» зачем - затем что я хочу больше, больше, больше. Больше денег, больше знаний, больше успеха. А у «как» зачем – затем, что я слышу, вижу неподлинность законов «что», и вижу высокое качество законов «как». Проявленное в таких людях «как». И дальше идет длинный список гениальных людей, святых и пророков. И просто друзей, которые живут «как». И реальных учителей, которые учат «как».

 

Вопрос: Можно ли и как использовать законы «что» в приближении к «как»?

Аркадий: Надо безусловно использовать законы «что». Но надо знать эти законы. Однако очень часто законы «как» люди превращают в законы «что». Т.е. духовный путь для них становится калькой социального маневрирования. И им кажется, что они движутся к выходу из пещеры, а они продолжают стоять на месте, потому что они работают, используя законы «что». В частности, не раз я говорил, что все духовные методологии и технологи пусты, пока сквозь них не начинает просвечивать «как». Ни молчание, ни голодание, ни медитация, ни мудры, ни асаны, ни всякие психотехники ничего не дадут, если сквозь них не просвечивает, если их не согревает «как». Это, как всегда, связано с судьбой, со стремлением выхода из обреченного хождения по кругу.

 

Вопрос: Нужны ли эти голодания, медитации?

Аркадий: Нужны. Это все очень хорошо проверенные способы успокоить ум, успокоить сердце, выйти из вибраций 1-2-3. Выйти из потока ассоциаций, выйти из потока треволнений.

 

Вопрос: Они работают?

Аркадий: Они работают, но они работают исключительно индивидуально. А не массово.

 

Вопрос: Каждый ищет, получается, свой алгоритм, свой инструмент, которым …

Аркадий: Но при этом он видит друзей, он видит наставника, он видит людей, которые еще не проснулись. Он живет в объемном мире. Это очень важно. И хотя он видит, что нужно ему, он спрашивает совета у друзей, он спрашивает наставника. Он настраивается на определенные вибрации. И эти вибрации связаны с определенными традициями. И, как правило, люди идут через конкретную традицию. И мы идем через конкретную, очень молодую традицию, которая находится в процессе становления, и которая является таким же синтезом, каким был синтез Моисея, Зороастра, Иисуса, Мохаммеда, Парацельса, Блаватской, Гурджиева. Каждый раз это синтез. Более качественный, менее, более великий и более скромный. Каждый раз это синтез. И мы создаем свою традиции. Мы еще не написали свою библию. Вот мы пишем с Милявским и с Сергеем Ермиловым.

 

Вопрос: Я правильно понимаю, что для человека №4 каждую секунду происходит момент выбора. Он либо выбирает одну сторону или он выбирает другую. Если чувствует что-то более качественное, делает шаг в правильном направлении.

 

Аркадий: Человек 4 должен знать закон гептаккорда. И он должен вначале прийти к бесстрастности, а потом отринуть эту бесстрастность и прийти к страстности. Понимаете, что здесь происходит? Бесстрастность надо сделать новым отрицанием. И взять в качестве утверждения высокую страстность. А потом найти новое примирение. И это новое примирение сделать уже центром тяжести. И это будет уже точка 7. Это не просто выбор между тем и тем. Это сложный процесс, спиралевидный и двигающийся вперед. И опять-таки он связан с забеганием вперед: выскочил, понял, что там, вернулся назад, где долги, где нерешенные вопросы. Снова выскочил вперед уже в точку 8, снова вернулся назад в точку 5. Опять заделал какие-то дыры. Опять выскочил. И при этом еще есть эти импульсы, толчки. И при этом еще задача услышать друзей и вибрационно услышать свою традицию. Вот мы были на «чайной церемонии». Это было отрыжкой чайного бизнеса. Ну какое мы имеем к этому отношение? Я не против чайных церемоний, я не против никакой традиции. Просто если бы я сейчас проповедовал древнеримскую традицию весталок, девственниц, которые поклоняются Артемиде, что бы из этого вышло? Это страшно далеко. Как я могу к ней прикоснуться? Получилась бы седьмая вода на киселе. Мы живем в очень реальном мире, у нас есть столько своего, настоятельно требующего внимания. Нам надо пустить корни.

 

Вопрос: Строить?

Аркадий: Да, из любого живого материала. Дом строят из кирпича, камня, глины. А из пузырьков трудно строить дом. Материал должен быть подручным, то что у нас есть. А не то, что мы прочли в книжках и что сами китайцы забыли. А есть вещи, которые мне нужны и близки. Это конкретный мир моих друзей, из которых вы многих знаете. Это мир ИКСа. У каждого из нас есть конкретный материал, из которого строят. Надо строить из того, что не придумано. И не взято из доисторической древности. А если из доисторической древности, то это должна быть очень реальная древность. Если танец - ваша стихия, стройте дом из танца.

 

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров