Лаборатория ИКС 2 ноября 2013. Работа с состоянием в музее. Игорь Алцыбеев

{jcomments on}Почти все время в музее удавалось держать внимание на дыхании и ощущении тела. Дышал животом, следил за заполнением. Отказался от представления горящего круга на уровне груди и вообще от визуальных образов, а сосредоточил внимание на реальных ощущениях.

Внутренний отклик на картину или скульптуру получал, только когда удавалось по неуловимым признакам вжиться во взгляд автора (художника, скульптора), западал на 30 секунд – минуту – две, пока контакт не исчерпывал себя, и не тянуло двигаться дальше. Так было с несколькими скульптурами. Из картин особенно «втянула в себя» одна большая, где изображен простор, мельницы, луга, и много неба.

Так как это было не обычное посещение музея, а практика с оговоренными целями, – одно это уже заметно способствовало освобождению от типичного стереотипного поведения в музее («смотрю на полотно, обозреваю, вникаю, оцениваю, иду к следующему»). Например, через какое-то время поймал себя на желании быстро перемещаться и вбирать полотна группами (они же расположены тематически), а параллельно – и зал целиком, людей, расположение предметов. Сопротивляться не стал – в этом режиме взгляд, находя что-то, толкал подойти, вобрать, и, не теряя темпа, двигаться дальше, не забывая про дыхание и состояние сосредоточенного ощущения тела и пространства музея. Забавным показалось простое наблюдение: под ногами и вокруг был интересный пол, выше полотен были стены и потолок – а внимание посетителей ощутимо было сосредоточено в некой «полосе» на уровне глаз, в которой находились картины.

Понял, что не могу выносить сюжеты голландских художников – гиперболизированные библейские сборища и надуманные «мясные» натюрморты. Ясно увидел, как Рембрандт искал свет и блики, пытаясь передать через портрет как можно больше, чего на других представленных в музее полотнах не наблюдал ни у кого.

В заключение: познания в истории помогали уложить увиденные произведения искусства в контекст соответствующих эпох (почти автоматом), соотнесение своего опыта помогало воспринять творческое состояние авторов (у некоторых работ – особенно). Процесс внимания шел, конечно, через голову, но впечатления вливалось глубже, и находили отклик в собственном опыте и… на внутренних струнах.

P.S. Очень сильным было чувство круга, особенно круг до музея – ощущал радость от общего намерения у собравшихся (хоть все и разбрелись потом поодиночке).

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров