Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"
Verbarium выпуск №11(37) ноябрь 2009 года
электронный журнал
VERBARIUM "In herba et verba vis fortis manet..." |
|
Выпуск №11 (37) Ноябрь 2009 года |
|
Эзотерический дискурс | |
![]() |
Аркадий Ровнер "Пшада 2009. Записи бесед" На нашем сайте опубликованы записи бесед А. Ровнера, состоявшихся в ходе летнего практикума 2009 года в Пшаде (Краснодарский край). « Человек, у которого мы заимствуем очень много идей и энергии − Георгий Иванович Гурджиев − пишет о двух потоках. Эти два потока перекликаются с двумя путями жизни из ранней христианской литературы, из Учения Двенадцати Апостолов. Есть путь жизни и есть путь смерти, и мы не можем находиться где-то посередине, мы не можем перескакивать с одного на другой. Мы либо идем путем жизни, либо идем путем смерти. И Иисус говорит, что широкий путь нам не годится, наш путь узкий. Узкий путь − это путь жизни, это трудный путь. Широкий путь − это путь большинства. Вся история человечества свидетельствует о том, что человечество находится в ущербном состоянии. Вся история человечества − это история войн, глупостей, преступлений, история, от которой ничего не остается. Кто помнит какого-нибудь Филиппа или Максима, котрый жил в Греции тысячу или две тысячи лет назад или в прошлом веке? Кто запомнит наши имена и вспомнит их в следующем столетии? Человечество находится в очень плохом состоянии. Гурджиев называл это состояние сном, беспамятством. Иисус называл это состояние духовной смертью. И воскрешение Иисуса − это метафора пробуждения от смерти, в которой мы все живем. Путь смерти − это путь миллионов, это путь, который выражается слепой азартной жизнью: исполнение желаний нашего тела, наших эмоций, нашего ума. Азарт социальной жизни: добиться, захватить, укрепиться, установиться, подняться по социальной лестнице. [...] Вот это и есть путь смерти, когда человек слепо, азартно проживает свою жизнь. Путь жизни Гурджиев связывал с Работой. Работой Гурджиев называл духовные усилия, усилия выхода из ущербного состояния.…» Беседа I>>> Беседа II>>> |
![]() |
Роберт Блай "Нарастание смысла " Роберт Блай (р.1932 г) – американский поэт, переводчик, эссеист, исследователь мировых духовных и культурных традиций. К сожалению, большинство его произведений не опубликовано на русском языке. В имеющемся на сайте Гурджиевского Клуба переводе беседы с членами «Института Дальнего Запада», произошедшей после прочтения им лекции из серии «Поиск: что же мы ищем?», идет речь об использовании элементов традиционной культуры (сказок, притч, театра масок и т.д.) в творчестве и самопознании. «- Я просто сказал, что для меня запоминание столь значимо, что я даже не возмущаюсь по поводу учителей, заставляющих своих учеников запоминать. И что волшебная сказка не может быть передана без предварительного запоминания. И второе, что должно быть сделано – нужно вовлечь тело. Вам нужно ходить, стоять, сидеть. Дитя не воспримет сказку от своей матери, если мать не вовлечет свое тело, если она будет просто сидеть с неподвижным телом. Так что в этом есть что-то таинственное. Некоторые стихи остаются целиком в уме, а некоторые образы входят в тело. В этом стихотворении запечатлено движение тела. Оно спускается в тело, и тело помнит ее долгие годы. Любую волшебную сказку следовало бы рассказывать при помощи тела, а это значит, что рассказчик должен быть готов сделать из себя дурака. - Это может зайти слишком далеко. - Может. Это вопрос освобождения и удержания, освобождения и удержания. - Это наука. - Да, и я все лучше обучаюсь ей. Много раз я полностью освобождался, и происходило нечто плохое. Делать из себя дурака – очень деликатное дело...» Далее>>> |
Метафизическая нота |
|
![]() |
Райнер Мария Рильке "Письма к молодому поэту" Райнер Рильке – одна из величественнейших фигур мировой поэзии ХХ в. Один из немногих современников, он осмелился говорить о Боге и с Богом, не замыкаясь в рамках какого-либо догматического учения. Сохраняя открытость к веяниям самых разных культур, он вместил в себя влияния и Востока, и Запада, всегда оставаясь чутким и уравновешенным мерилом их духовной глубины. Широко известны его поэтические сборники «Часослов», «Сонеты к Орфею», «Жизнь Девы Марии», рассказы, эссе. В этом номере мы публикуем рассказ о жизни Р. М. Рильке, а также статью «Об искусстве» и выдержки из «Писем к молодому поэту», раскрывающие взгляды и идеалы Рильке, которые он стремится передать адресату, жаждущему стать человеком творческим и свободным. Далее>>> |
Все стороны света | |
![]() |
Большие надежды, их крах и новые альтернативы Выдержки из книг знаменитых «нонконформистов» 20 века – психолога Э.Фромма и экономиста, эколога Е.Шумахера – представляют взгляд на экономические вопросы с позиций аксиологии и этики. Подход, ставший не только непопулярным, но и фактически запретным у современных политических идеологов. Для этих авторов основные положения этих идеологий – необходимость бесконечного роста производства и потребления, самоценность успеха и обогащения – вовсе не являются привлекательными. Но какие же альтернативы системе проедания природных ресурсов могут они предложить? Для Е.Шумахера намеком на такую альтернативу служит образ жизни и мышления, еще сохранившийся в буддийских странах (и, вероятно в странах традиционной культуры вообще). Может ли этот основанный на примате духовных ценностей образ жизни побороть хищничество современной цивилизации – или она обречена на разрушение?..." |
![]() |
Работы художника Сергея Родыгина В Галерее сайта Института Культуры Состояний мы продолжаем представлять вашему вниманию работы близких нам по духу современных художников. Репродукции картин Сергея Родыгина предваряет его текст «Очень короткая биография». |
Бездна премудрости | |
![]() |
Когда святые смеются "...Для многих верующих и неверующих представление о христианской жизни, о святости связано с особой манерой одеваться, с особой манерой держать себя, с подчеркнутой безупречностью и разговорами "только о духовном". Какой уж тут юмор! Какие шутки! Грех!Однако отцы христианской церкви, почитаемые всеми христианами, относились к юмору по-другому. Свидетельством этому является книга "Отцы-пустынники смеются", изданная в Москве в 1996 году издательством Францисканцев братьев меньших конвентуальных. На 83 страницах этой книги собраны многочисленные образцы христианского юмора. Юмор отцов-пустынников удивительно свеж, современен, понятен. Читать эту книгу без улыбки, даже без смеха просто невозможно. Ряд шутливых высказываний и забавных историй знакомы по другим книгам и устным рассказам — они дошли до нашего времени самыми разными путями, и сегодня мы даже не подозреваем, что их авторами были христиане первых веков нашей эры. Надо иметь в виду особый характер христианского юмора. Христианский юмор мягкий, добрый, он помогает человеку стать лучше, увидеть свои недостатки и промахи, через улыбку, через смех преодолеть их..." Далее>>> |