Литературно-философский электронный журнал "Verbarium"

Verbarium выпуск №3(41) март 2010 года

электронный журнал
VERBARIUM
"In herba et verba vis fortis manet..."

Выпуск №3 (41) Март 2010 года

Эзотерический дискурс
 

Евгений Торчинов
"Византийский исихазм"

Краткий, но содержательный очерк основ мистической практики православного монашества. Из книги "Религии мира: опыт запредельного".
"...Упомянутые выше три ступени характеризуют путь монаха созерцательного направления. Монахи эмоционально-аскетического направления делили свой путь на два этапа: 1) практика, включавшая в себя собственно аскезу и этическое совершенствование, подразумевавшие очищение и просветление, причем последнее осознавалось как духовно осязаемое присутствие в душе Логоса-Христа; 2) созерцание, предполагавшее развитие пламенной любви к Богу для единения с ним.
Обе формы практики завершались экстазом (вне-себя-бытием), который в первом случае имел в виду трансцендирование всех познавательных ограничений и интуицию Бога в форме гносиса, а во втором – предельное эмоциональное переживание единения (лат. unio mystica). Для внимательного читателя уже вполне ясно, что экстаз в аскезе православия вполне аналогичен самадхи индийских традиций, причем в первом случае речь идет о непосредственном интуировании истинной реальности (джняна в веданте и праджня-парамита в буддизме), а во втором – об эмоциональном трансе переживания любви (према индийского бхакти). Можно привести и еще множество параллелей между путем религий чистого опыта и восточнохристианской аскетикой. Например, понятие "трезвение", хорошо известное монахам Византии, в значительной степени является аналогом идеи всецелостной осознанности в буддизме..."

Далее>>>

 

Нисаргадатта Махарадж
"Живое настоящее"

Махарадж (1897-1981) – современный индийский последователь адванта - веданты. Многочисленные интервью с ним собраны в книге «Я есть То». По словам переводчика этой книги, духовный практик «не выражает идеи, как проповедник, но даёт ищущим именно те указания, которые им нужны. Реальность, исходящая от него,
неотделима от Абсолюта. Это настоящее.
То, как Махарадж интерпретирует истинную реальность, не отличается от Джняна Йоги (Адвайты Веданты). Но у него есть своя специфика.
Многообразные формы вокруг нас, говорит он, состоят из пяти элементов. Они находятся в постоянном движении и изменении. Они также управляются законом причин-следствий. Всё это отражается в теле и уме, которые недолговечны и подчинены рождению и смерти. Мы знаем, что мир познаётся только при помощи органов чувств и ума. Как и в кантианской философии, он является коррелятом человека, познающего реальность, и, таким образом, имеет основную структуру нашего способа познания. Это означает, что время, пространство и причинно-следственные связи не "объективны", то есть не являются независимыми объектами, а представляют собой ментальные категории, формирующие всё под свой шаблон. Существование и форма всех вещей зависит от ума.
Познание - это продукт ума. И весь видимый мир, воспринимаемый умом, есть мир субъективный, постоянно меняющийся в соответствии с неугомонностью нашего ума мают несущественное за суть, иллюзии — за реальность..."

Далее>>>

Метафизическая нота
 

Григорий Померанц
"В поисках потерянного стиля"

Фрагмент из книги Г. Померанца «Записки гадкого утенка» (1998 г) посвящен «поиску собственного стиля». Вроде бы речь идет о стиле литературном… но писателю удается связать явление вроде бы формальное с необходимостью самопознания - и изменения себя, своего наличного состояния путем следования возникшему в душе идеалу.
"...Стиль это не то, чего мне надо добиваться, скорее то, от чего я не могу избавиться. Например, когда возникает соблазн анонимности. Меня несколько раз убеждали в каком-нибудь одном случае спрятать свое лицо, и мой единственный и неопровержимый ответ был: все равно узнают. И действительно узнавали. Не со второй, так с третьей страницы.
Я равнодушен к поискам корней, традиций и не слишком много думал, откуда рос, из чего складывался. Как-то сложился. Кажется, под влиянием Стендаля, Герцена, Достоевского; может быть, еще кого-то. Например, Честертона. Можно включить меня в какую-то традицию, но я сам не знаю, как ее определить. Я не боюсь потеряться, переступив через рамки вероисповеданий, национальных пристрастий. Я остаюсь самим собой, о чем бы ни писал: о буддизме или Достоевском. И поэтому иногда мучаю читателя, находя у Достоевского коаны, о которых православные не знают и знать не хотят. Что мне делать? Я ведь не могу придумывать ассоциаций, которых не было. Если приходит сразу три-четыре, выбираю попроще; но ведь это не всегда возможно. Пол-оборота на Восток стало частью меня самого. Стиль — это человек. Найти свой стиль — значит найти свое внутреннее зернышко, свое чувство истины. Обладать стилем, как я это понимаю, — значит плыть, не думая, что плывешь, поворачиваться, не думая о повороте, совершенно верить себе, своему интуитивному знанию, куда повернуть, а не только знать какие-то образцы. Обладать стилем — значит быть самим собой..."

Далее>>>

Все стороны света
 

Глеб Бутузов
"Традиция и западная музыкальная культура" 

"...При этом, любые другие современные критерии оценки музыкальных произведений сводятся либо к их политической и социальной злободневности, либо к степени их противостояния «мейнстриму», то есть наиболее щедро оплачиваемому направлению в искусстве на данный момент; и то, и другое представляет собой ещё более профанный взгляд на музыку, чем современная эстетика. Иными словами, музыка, звучащая сегодня в академических концертных залах, музыкальных гостиных, и даже церквях, является разновидностью той самой современной музыки, которая в форме радиохитов и телевизионных клипов время от времени вызывает нарекания хранителей «подлинных» культурных ценностей и мещанской морали.

Итак, критически оценивая настоящее положение вещей, мы приходим к нескольким основным для избранной темы вопросам: когда и как возникла «современная музыка»? Существует ли вообще другая музыка, и если да, чем она отличается от современной? Какова ее эстетика, и какие цели она преследует, кроме эстетических? Для того, чтобы ответить на эти вопросы хотя бы обзорно (чему и посвящена данная статья), необходимо обратиться к корням европейской музыкальной культуры, к истокам самого понятия музыки, и к тем изменениям, каковые это понятие претерпело за последние два с половиной тысячелетия, в свете единой духовной Традиции, важнейшей частью которой музыка была от начала времён. При этом нам придётся использовать – хотя бы отчасти – терминологический аппарат, систему понятий и способ аргументации, характерные для нового времени, так как, следуя справедливому замечанию Ананды Кумарасвами, «в мире, который снится современным философам», даже сами названия средневековых трактатов на эту тему являются загадкой, а их содержание представляет собой послание из абсолютно иного мира – мира Традиции, который находится дальше от нас, чем иные астрономические миры..."
Далее>>>

 

Александр Сосланд
"Imitatio Freudi. Критический панегирик "

" ...Слава Богу, он не публиковал все, что приходил ему в голову, но доверял некоторые из своих идей письмам. Кое-что из этого в конце концов оказалось опубликовано и позабавило многих читателей. Многое другое хранится в архивах, и держатели архивов не спешат с публикацией, видимо, не без основания опасаясь позора.

В области терапевтической деонтологии он постоянно применял двойные стандарты. Будучи сам человеком относительно порядочным в том, что касалось отношений с клиентами, он скрывал многочисленные случаи нарушения профессиональной этики, совершаемые коллегами. Знаменитая история К. Г. Юнга и Сабины Шпильрейн, первый крупномасштабный случай сокрытия факта совращения пациентки, был лишь одним в большом ряду подобных дел.
Так что, воспевая на каждом шагу идеалы профессиональной честности, он, мягко говоря, не мог претендовать на то, чтобы воплощать этот идеал собственной персоной.
Вообще ранняя история психоанализа – история тоталитарной секты, переполненная мрачными нездоровыми сюжетами. На каждом шагу – самоубийства и прелюбодеяния, интриги и надрывы..."
Далее>>>

Бездна премудрости
 

Юрий Максимов
" Дерзновение пред лицом Божиим"
(рассказ в стиле "альтернативная история" )


«Они начали спуск по тёмной винтовой лестнице. Постукивая посохом по крутым ступенькам, святитель предавался тяжёлым мыслям. И надо же было всему этому случиться именно теперь и именно так! Господи Иисусе! То, что из Константинополя казалось малым ветерком, он ясно видел как зарождение мощного урагана, который, сметая всё на своём пути, нанесёт чудовищный удар по Православию. Сарацины принимают сдачу города только при условии перехода населения в монофизитство. Сергий Мансур уже сдал Дамаск, Дамаск, город, где прошло далёкое детство и отрочество патриарха! Иерусалим - последняя твердыня Православия. Все древние патриархаты охватила вспыхнувшая ныне ересь монофелитов.
Для восстановления разорённой империи Ираклий так жаждал мира православных с монофизитами в Сирии и Египте, что предложенную угодливыми столичными писаками фразу тотчас узаконил как мерило государственной веры. И столь тонка оказалась эта ересь и столь упорны убеждения имперских чиновников, что все согласились с утверждением, будто Господь имел только одно действие - Божественное, не понимая: это же скрытое монофизитство! И вот, Гонорий Римский, Сергий Константинопольский, Кир Александрийский, Анастасий Антиохийский и сам император - все стали монофелитами.
С ужасом святитель Софроний обнаружил себя последним, сохранившим Православие, не считая подвластных ему епископов…»

Далее>>>


Фотографии разных лет с практикумов и семинаров