Кацусики Хокусай Серия «Тридцать шесть видов Фудзи»

Серия «Тридцать шесть видов Фудзи» является наиболее известной работой Кацусики Хокусая, да и, пожалуй, самым знаменитым за пределами Японии образцом японского искусства (впрочем, в серии насчитывается не тридцать шесть, а сорок шесть гравюр). Изображает она священную для японцев гору Фудзияма, увиденную со всех возможных сторон, в том числе с моря. Иногда конус потухшего вулкана едва заметен на горизонте, иногда он близок; но только на заключительной гравюре изображен склон Фудзи и люди, стремящиеся взобраться на вершину, а не только созерцать ее…

В интернете имеется воспроизведение всех гравюр серии в высоком качестве. В данной статье воспроизводятся только пять гравюр, всю серию можно изучить вот здесь>>>


№46 "Восхождение на гору"


Хокусай творил в переходное для страны время, имея возможность сочетать традиционные подходы к живописи с новшествами, занесенными из Европы. В результате точность и красочность отображения реальных пейзажей не мешала ему сохранять высокую степень условности и аллегоричности, свойственную для старой японско – китайской живописи.
На Западе пейзаж и жанровая сцена считались сугубо светским жанром. Чаще всего они отражают лишь впечатления художника от увиденного красивого места или трогательной сцены, «копируют действительность».  Но в работах дальневосточных живописцев всегда можно найти подтекст, намек, религиозные или философские аллюзии. 
Что же вкладывал в свои красочные гравюры художник? Стиль пейзажа «укиё-э», «печального очарования», несет в себе идею мимолетности и иллюзорности человеческой жизни, краткости – но и неповторимости – каждого мига. Можно сказать, что в картинах серии всегда присутствует мягкая ирония, некая насмешка над людской суетой, жалкой на фоне огромного вулкана. Но эта ирония становится доступной только для того, кто осознает истинный масштаб, соотношение размеров: ведь на гравюрах гора почти всегда вдалеке и кажется крошечной.


№10 «Равнина Фудзимигахара в провинции Овари»

Посмотрим на гравюру №9 – с каким трудом путники взбираются на горный склон, и какой на самом деле низкой является по сравнению с Фудзи прельщающая их горка…
На десятой гравюре бондарь тщательно отделывает громадную и, вероятно,  дорогую ванну, но со стороны она вызывает ассоциации скорее с  «беличьим колесом», с бесполезными  усилиями, суетой сует.  Хотя.. видимой "осью" этого колеса является вертикаль Фудзиямы!
На восемнадцатой ветер с Горы почти что сметает с дороги разодетых прохожих и уносит какие-то бумаги, весьма для них важные, наверное.

№18 «Бухта Эдзири в провинции Сунсю»

На тридцать седьмой грузчики громоздят непомерно высокие – для них – поленницы дров и бревен, но так и не могут заслонить далекую вершину Горы…
Именно гора, единая, хотя увиденная с различных точек и разными глазами, объединяет все сорок шесть гравюр. Но только ли их? Она позволяет людям, живущим у подножия или просто приехавшим полюбоваться ею,  понять свой масштаб и масштаб своих деяний.

№26 «Водяная мельница в Ондене»


Пусть крестьяне, суетящиеся вокруг мельницы, не замечают гору, но только благодаря ей у них есть горные потоки, способные вращать мельничное колесо (№26). Она служит маяком для морских судов и источником вдохновения для поэтов. Это японский «пуп земли», центр страны и мира – ведь каждый народ считает себя живущим в центре мира… Это ось космической вертикали, ориентир не только пространственный, но и символический, духовный [*] Поэтому усмешка сочетается у художника с благоговением, с любованием просторами большого мира и жизнью человека, как части этого мира.

Пусть доля этого благоговения достанется и нам, спустя триста лет рассматривающим и изучающим его работы.

№3 «Внезапный дождь над горой»

Все гравюры серии на Википедии>>>

Два интересных варианта биографии Хокусая 1>>> 2>>>


***
Примечание:
Вот отрывок из книги М.Элиаде «Священное и мирское», описывающий всеобщность такого «традиционного отношения к пространству»:

«…С символом Центра Мира мы встретимся повсюду. Именно он в большинстве случаев делает для нас ясным традиционное отношение к «пространству, в котором протекает жизнь».
Начнем с одного примера, достоинство которого состоит в том, что он сразу же открывает нам связный и сложный характер такого символа, как космическая Гора. Мы  видели, что горы фигурируют среди образов, символизирующих связь Неба и Земли. То есть предполагается, что горы находятся в «Центре Мира». В самом деле, в многочисленных культурах упоминаются такие горы, мифические или реальные, расположенные в Центре Мира: Меру в Индии, Хараберецаити в Иране, мифическая «Гора Стран» в Месопотамии, Геризим в Палестине, которая впоследствии была названа «Пупом Земли». Потому что Священная Гора это Axis mundi [ось мира - лат.], связывающая Землю и Небо; она касается Неба и обозначает наивысшую точку Мира. Из этого следует, что прилегающая к горе территория, составляющая «наш мир», расценивается как местность, расположенная ближе всего к небу. Именно это и провозглашает израильская традиция: Палестина, будучи самой высокорасположенной страной, не была поглощена Великим Потопом. Согласно исламской традиции, наиболее возвышенное место Земли это Кааба: полярная звезда показывает, что она находится напротив центра Неба. Для христиан вершиной космической Горы является Голгофа. Все эти верования выражают одно и то же религиозное чувство: «Наш мир» - это и есть святая земля, потому что это место наиболее приближено к Небу, потому что отсюда, от нас, можно достичь Неба: следовательно, наш мир - это «возвышенное место». На космологическом языке эта религиозная концепция выражается в проекции привилегированной, нашей, территории на вершину космической Горы. В результате более поздних философствований из этого положения были сделаны самые различные выводы, например, тот, который мы только что видели: Святая Земля не была затоплена Потопом.
Тот же символизм Центра объясняет и другие серии космологических и религиозных образов. Мы приведем лишь наиболее важные из них: а) святые города и жертвенники располагаются в Центре Мира; б) храмы воспроизводят космическую Гору и вследствие этого представляют собой в наилучшем виде «связующее звено» между Землей и Небом; в) фундаменты храмов глубоко погружены в нижние области…»

Фотографии разных лет с практикумов и семинаров