электронный журнал
VERBARIUM "In herba et verba vis fortis manet..." |
|
Выпуск №7 Июль - август 2010 года |
|
Эзотерический дискурс | |
Яков Бёме"Путь души из тьмы к истинной иллюминации"В аллегории германского философа 17 в. Я. Беме описаны мытарства души «духовного искателя». Она хочет райского блаженства, но не желает тяжко трудиться и отказываться от уже обретенных благ. Она разрывается между разнородными советами учителей, истинных и мнимых. А когда наконец решается работать ради спасения – обнаруживает, что самых искренних усилий недостаточно… "... Земная природная воля действительно по-прежнему желала те вещи, но Душа охотно бы оставила их все, и желала умереть для всех мирских страстей и радостей, какими бы они ни были, и страстно стремилась единственно лишь в ее изначальную родную страну, откуда она вышла. Но Душа нашла себя находящейся далеко оттуда, в великом страдании и нужде, и не знала, что делать, и все же решила углубиться в себя и попробовать молиться еще более ревностно. Но Дьявол противился этому и удерживал ее так, что она не могла привести себя ни к какому большему рвению в покаянии. Он искушал бедную Душу, говоря ей в земных мыслях: “Зачем ты молишься? Ты думаешь, Бог знает тебя или Ему есть дело до тебя? Решила, что мысли приведут тебя пред Его лицо, а не злы ли они все? У тебя совсем нет веры в Бога, так как же Он тебя услышит? Оставь, Он тебя не слышит, к чему ты бесполезно мучаешь и изводишь себя?.. Я молю тебя, взгляни на прелесть мира сего, ибо Бог сотворил и поместил тебя сюда, чтобы быть госпожой над всеми творениями и править ими. Заранее собери запас мирских благ, чтобы не быть тебе обязанной миру или быть потом в нужде. И когда придет старость, или когда ты приблизишься к своему концу, тогда будет достаточно времени, чтобы подготовить себя к покаянию. Бог спасет тебя и примет тебя в небесном жилище Своем. Нет нужды в таких хлопотах, мучениях, сетованиях и волнениях, в каковых ты пребываешь”.…" |
|
Юлиус Эвола "Об инициации" (последнее интервью)Это интервью с влиятельным философом школы традиционалистов составлено на основе беседы, состоявшейся в квартире Эволы в Риме 27 декабря 1973 г., и длившейся около двух часов.
Далее>>>Интересно сравнить проницательный взгляд из начала 70-х годов, когда только начинали формироваться многие известные ныне направления, с современным положением дел в области «массового эзотеризма». "...Здесь и начинается путаница. Чтобы инициация стала возможной, необходимо наличие центра с людьми, "способными инициировать". Сегодня это особенно ясно, учитывая мистификации всякого рода: кажется в Сан-Франциско существует даже инициация по почте, о чём нельзя говорить без смеха. Препятствие заключается именно в этом: в наличии или отсутствии индивидуума или группы, способной осуществить подобного рода действие над инициируемым. Для этого необходимы два условия: во-первых, чтобы инициируемый был способен к инициации и, во-вторых, чтобы инициирующий был действительно таковым. Первое связано с определёнными испытаниями, которые должен пройти инициируемый. В частности, в древности, прежде чем удостоиться инициации, человек подвергался испытаниям, которые, похоже, по большей части, затрагивали область инстинктивных реакций. Существовали испытания огнем, водой и т. д. Кроме того, необходимо, чтобы эти действия затрагивали индивида, чтобы он был в некотором роде предрасположен к ним, мог бы почувствовать внутри себя то, что можно было бы определить как "толчок". Поэтому для многих представляется важным выработка олимпийского стиля, весь процесс подготовки в смысле аскетического очищения, внутренней отрешённости и тому подобного, приблизительно как то было в настоящем изначальном буддизме. Кроме того, нельзя забывать и о том. что я говорил чуть раньше о способности к внутреннему толчку. С этим связано и любопытное герметико-алхимическое высказывание: "Чтобы расплавить металл, нужно сначала разогреть его". На обычном языке металл соответствует индивиду, расплавить значит освободить его; разогреть же его означает привести в состояние особого внутреннего возбуждения, так чтобы он весь "вибрировал..." |
|
Метафизическая нота |
|
Владимир Казьмин " Сокровенное слово"Дневниковые записи русского плотиниста, живописца и «сокровенного человека» 60-70х годов В. Казьмина, любезно предоставленные Г.С.Померанцем, дают своеобразный портрет этого безвременно погибшего художника, которому удалось на личном опыте возродить понимание поэзии как сакрального искусства, пути духовного очищения.
Далее>>>"...Как возникло желание этот глубоко интимный план жизни, этот дневник души вынести на поверхность, сделать его предметом обсуждения, поделиться им пусть даже в узком кругу друзей? Чем вызван этот шаг? В первую очередь, желанием именно поделиться, протянуть руку тому, кто идет рядом, своему спутнику, и тогда, когда почувствовал, что он в ней нуждается; наконец, тогда, когда пришла уверенность, что можешь, способен ее протянуть. Тексты, которые приведены ниже, не являются дневниками в обычном смысле слова, это всплески в потоке дневникового повествования, это вертикали в горизонтальном течении событий, и чем стремительней и невыносимей это течение, тем спасительней и желанней эта вертикаль. Что это: мантры, молитвы, псалмы, стихи в прозе? В них и та, и другая форма присутствуют зачастую одновременно, и эклектичный их характер налицо, но главное для меня сейчас не в названии и не в чистоте их формы — главное, что они возникали спонтанно, в моменты душевного кризиса, отчаяния, тоски, депрессии на случайных клочках бумаги, но, начав писать подобный текст, я постепенно трансформировал свое состояние и заканчивал его уже совсем другим существом: с иным восприятием, иным голосом, осанкой и даже почерком..." |
|
Все стороны света | |
![]() |
Карл Г. Юнг " Йога на Западе""...Менее века прошло с тех пор, как Западу стала известна йога. Хотя всякого рода истории о легендарной стране Индии - стране мудрецов, гимнософистов и омфалоскептиков - были известны в Европе уже две тысячи лет, о реальном знании индийской философии и философской практики нельзя было говорить до тех пор, пока усилиями француза Анкетиля дю Перрона Запад не получил Упанишады. Что же касается более глубокого и всестороннего знания, то оно стало возможным благодаря трудам Макса Мюллера, издавшего в Оксфорде священные книги Востока. Вначале это знание оставалось привилегией специалистов - санскритологов и философов, однако очень скоро теософское движение, вдохновляемое г-жой Блаватской, завладело восточными традициями и донесло их до самой широкой публики. С тех пор вот уже несколько десятилетий знания о йоге развиваются по двум различным направлениям: с одной стороны, йога - предмет самой строгой академической науки, с другой - она стала чем-то вроде религии, хотя и не развилась в церковную организацию, несмотря на все усилия Анни Безант и Рудольфа Штайнера. Хотя Штайнер был основателем антропософской секты, начинал он как последователь г-жи Блаватской . |
Олег Бахтияров
|
|
Бездна премудрости | |
Дино Буццати"Король в Хорм Эль-Хагаре" «... Дождь! - воскликнул он. - Вот уже три года, как здесь не было дождя, ни капли влаги... В далекие времена это считалось дурным предзнаменованием. Если шел дождь, фараоны откладывали походы, не начинали никакого дела...
Далее>>>Леклерк обернулся, чтобы сообщить удивительную новость графу. Но граф Мандранико еще не вышел из храма: он стоял перед статуей Тота и что-то говорил. Голос его не долетал до Леклерка, но археолог отчетливо видел, как граф забавно, точно черепаха, открывает и закрывает рот. Разговаривал ли граф сам с собой? Или действительно вопрошал божество подобно древним фараонам? Но о чем? Для него не было больше ни войн, которые он мог бы вести, ни законов, которые он мог бы обнародовать, ни планов на будущее, ему даже не о чем было мечтать. Королевство его осталось далеко за морями и было для него навсегда потеряно. Все хорошее и все плохое в жизни истрачено до конца. Он мог рассчитывать только на какие-то несколько лишних месяцев или лет жизни последний короткий отрезок долгого пути. Откуда же эта настойчивость, как осмеливается он испытывать терпение богов? Или он совсем выжил из ума - просто забыл обо всем случившемся и вообразил, что ЖИВЕТ в добрые старые времена? А может быть, он вздумал пошутить? Нет, вряд ли - не такой он человек. - Господин граф! - окликнул его Леклерк, внезапно охваченный каким-то смутным беспокойством. - Господин граф, мы здесь... Пошел дождь... Слишком поздно. Внутри храма раздался ужасающий грохот...» |
|
|